Великие русские языки
Jan. 8th, 2017 04:27 amДмитрий Витушкин.
«В Украине» или «на Украине»? «Белоруссия» или «Беларусь»? Из года в год ведутся подобные споры и несть им числа. А ведь русский язык, как и любой другой распространённый язык, не может быть представлен лишь одной версией. И то, что является ошибкой для московской «литературной» нормы — единственно верное написание и произношение в других странах и регионах. Где живут другие русские с другим русским языком.
От шаурмы до шавермы
За пару столетий, которые прошли с тех пор, когда Владимир Даль собирал «Словарь живого великорусского языка», диалекты, казалось бы, стёрлись. Локальных слов, характерных для Урала, Кубани или Архангельска, остаётся всё меньше, общегосударственные электронные СМИ работают на унификацию… Однако из год в год русскоязычное пространство взрывается всё новыми различиями.
2016-й год запомнился странной историей: один из петербургских муниципальных депутатов (кстати, от «Единой России») предложил официально запретить в Северной столице вывески «Шаурма», оставив только «исконную» ингерманландскую шаверму. Позже Артемий Галицын заявил, что пошутил, но тысячи людей, поддержавшие его в соцсетях, были абсолютно серьёзны.
Получается, даже так называемый «Московско-питерский словарь» — это не только различия, доставшиеся нам из глубины веков. Выходит, этот словарь продолжает пополняться новыми словами по сей день.
Огромные пространства России, безусловно, располагают к тому, что миллионы людей, живущие в разных городах и весях, будут говорить на разных русских языках. И с годами, десятилетиями, веками эти различия в словаре, произношении, значениях будут только усиливаться, усугубляться. Просто эти различия теперь будут касаться других понятий: например, не сло́ва «двор» (на Дону и в других южных казачьих регионах его называют «баз», что зафиксировал ещё Шолохов), а слов «мобильный телефон» («мобила» и «труба» в разговорной речи двух столиц).
Фактически уже во времена Даля его словарь стал не собранием наследия одного языка, а своего рода разговорником между разными русскими языками. Без него жители центральной России просто не разобрались бы, о чём говорят сибиряки, поморы, русскоязычные ингерманландцы, казаки, уральцы… И сегодня, в XXI веке, актуальность такого разбора только возросла.