Честный человек знает, за кого голосовать
Mar. 11th, 2012 06:37 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Честный человек знает, за кого голосовать
Муниципальные выборы в Лермонтове признаны городским судом незаконными
Голодовка в Лермонтове закончилась, зрители разошлись. Муниципальные выборы, которые должны были состояться 4 марта вместе с президентскими, решением Лермонтовского горсуда признаны незаконными. Это случилось за два дня до голосования. А значит, город ждет новая выборная компания.
Неудавшаяся экспансия
Прахом пошли все денежные средства, затраченные на сумасшедшую авантюру по смене власти в отдельно взятом городе. Если посчитать, во сколько обернулась затея заказчикам, волосы на голове зашевелятся!
Сколько потрачено на незаконные «соцопросы», игнорируемые органами прокуратуры и полиции, огромные тиражи дискредитирующей литературы!
Сколько средств ушло в разные инстанции, чтобы все эти инстанции игнорировали творящееся в городе беззаконие!
Сколько сил, а главное – средств ушло на подкуп депутатов-штрейкбрехеров! С каким трудом решался вопрос в судах о признании избранного совета нелегитимным!
Как до последнего с помощью лома и топора цеплялись «свои люди» за должностные кресла! На какую отчаянную «поножовщину» решились таинственные сценаристы, чтобы только пропихнуть нужных людей в городские депутаты!
Сколько потрачено на членов городского избиркома, чтобы отсеять всех составляющих хоть какую-то видимую конкуренцию члену «твоей» команды? Долго ли пришлось уговаривать на «экстренный вызов» к голодающим работников Пятигорской «Скорой»?
И ведь все эти спектакли устраивались не даром! Из чьего кармана получал деньги главный кукловод? А ведь какой дружный хор порицателей раздавался из краевых трибун – где они все сегодня, какие песни поют?
Происходящее в Лермонтове трудно назвать предвыборной борьбой, выбора ведь у горожан не было. Остается надеяться, что такая же история в новой выборной кампании не повторится, средств «заказчика» на новые эксклюзивные политические инициативы может попросту не хватить.
Всех одним цветом
Все краевые чиновники, не желающие разбираться в сути дела, отчасти сердито, отчасти хамовито призывали лермонтовских голодовщиков соблюдать закон. Голодовка не носила бы столь массового характера, если бы с выборов не сняли почти 90% заявивших об участии кандидатов.
Михаил Горшков, один из участников голодовки, устал разъяснять многочисленным «гостям», что за рамки правового поля никто не выходил и выходить не собирался, и что все снятые с выборов кандидаты продолжали отстаивать свои права в судах.
Это было просто бесполезно – они приезжали не для того, чтобы разобраться, а затем лишь, чтобы передать слова «большого начальника». Им очень вежливо разъяснили, что в городе уже не верят краевым властям и рассчитывают только на президента и премьера.
- Вы что, Путина хотите? Это вы круто хотите. Смеетесь, что ли? – бросил в сердцах приехавший спикер краевой думы Юрий Белый. - Голодовка – это ультиматум. Люди не могут так разговаривать с властью.
А как еще с такой властью разговаривать?
Какие только эпитеты в адрес протестующих не сыпались из уст миловидной Елены Михиной, пресс-секретаря Валерия Гаевского! На фоне портрета губернатора она, как пощечины, раздавала гневные эпитеты – «оранжевая чума», «раковая опухоль», «происки врагов России».
А те, которые голодали, - или сами, или их родители, строили этот город, они выросли здесь и воспринимают такие высказывания краевых властей как натуральное хамство по отношению к жителям Лермонтова.
В рамках правового поля
Самое время поговорить о выборных нарушениях. Лермонтов – город небольшой. Для того чтобы стать кандидатом, необходимо собрать всего-то 29 подписей в свою поддержку.
При определенной популярности в городе на их сбор не уйдет много времени, и кандидаты обычно занимаются этим сами, не привлекая никаких сборщиков. Поэтому их очень удивляет, когда приглашенный эксперт из Пятигорска признает часть подписей недостоверными.
В таких случаях почему-то не помогает даже личное свидетельство под присягой в суде, куда привел своих кандидат Виктор Капустин. Похожие истории были почти с каждым из снятых кандидатов.
Еще одну избирательную тонкость поведал мне Виктор Семенович - как проводилась экспертиза сданных им подписных листов. Он, например, сдал заявление о намерении баллотироваться 19 января, а 31 января принес в избирком подписные листы.
Экспертиза собранных им подписей началась 1 января – задолго до того, как Капустин решил принять участие в выборах. И такие ошибки в экспертных заключениях абсолютно всех кандидатов. И ничего удивительного – за 2 дня одним экспертом было проведено 95 экспертиз по 30 подписей в каждой - это ж по 3 подписи за каждые две минуты выходит!
Или вот, например, кандидат Ирина Ткачева. На заседании ТИКа присутствуют 12 человек из 14-ти. За Ирину проголосовали шесть, четверо были против, двое воздержались. Ирину зарегистрировали, но сняли потом по решению суда: для принятия решения «за» или «против» не хватало квалифицированного большинства в 8 человек.
Еще одной типичной «ошибкой», за которую людей снимали с выборов в Лермонтове, было то, что в подписных листах кандидаты указывали свой полный адрес - с улицей, номером дома и квартиры. А избирательная комиссия «ловила» их на этом, утверждая, вопреки Федеральному закону №67 (об основных гарантиях избирательных прав), что требуется-де писать только наименование города, в котором живет претендент.
Указывая на незаконные придирки ТИКа, Михаил Горшков предложил его членам «просто заглянуть в закон», председатель Наталья Ярмолич высокомерно парировала: у меня свой закон.
Решением суда отказ Михаилу Горшкову в регистрации кандидатом признан незаконным. Однако восстанавливать его в избирательных правах никто не спешил. 25-летний Горшков считает, что он полностью исчерпал все законные методы борьбы за кандидатский мандат, прежде чем идти на голодовку.
Единоросс Александр Демьянов прошел чистилище ТИКа с положительным результатом. Однако по жалобе на конкурента его с выборов сняли. Апелляционная инстанция была назначена на 3-го марта. Если бы его восстановили, заниматься агитационной кампанией времени уже не оставалось.
Да в довершение ко всему и само назначение выборов произошло позже (за 51 день) крайнего, установленного законом срока в 54 дня.
Политически верное решение
Всего же в суд подано около 90 заявлений с подобными претензиями к ТИКу – их авторы порой даже сами не знают, что обращались с подобными заявлениями в суд. Истцов представляли одни и те же юристы. Чем не организованная кампания по снятию кандидатов?
Но любопытно вот что: по канонам правосудия истцы и ответчики представляют собой состязающиеся в процессе стороны. Они должны по процессуальным нормам в суде хотя бы сидеть по разным сторонам судебного зала.
«Зато здесь мы видим, как в каждом судебном процессе представители истцов и ТИКа сидят рядышком за одним столом, обсуждают тактику своих действий и заранее уже знают, к какому судебному решению они приведут суд, - рассказывает юрист Михаил Горшков. - И почему-то в результате их общей политики страдает, как правило, заинтересованное лицо – ни в чем не виноватый кандидат. Какое же это правосудие?»
Еще один аргумент в копилку о незаконности муниципальных выборов в Лермонтове. Уже более 20 рассмотренных из 73 поданных исков закончились судебными определениями о признании действий ТИК незаконными. Так почему же до сих пор никто не ответил за столь массовые нарушения?
1 марта в Лермонтове появился полпред Хлопонин в компании с руководителем предвыборного штаба Путина Станиславом Говорухиным. Александр Хлопонин пообещал, что суд вынесет законное решение.
И суд вынес – муниципальные выборы в Лермонтове признать незаконными и отменить. Непонятно, правда, что мешало суду и раньше поступать по закону.
Ау, что-то вы притихли, краевые начальники, вы-то ведь говорили иначе?
А вчерашние голодовщики вышли после суда на площадь Ленина проводить пикет «За президентские выборы». Тут уж на одном пятачке и разные партийные знамена на ветру развевались, и листовки разных кандидатов в президенты раздавали. Но более всего был популярен плакат: «Честный человек знает, за кого голосовать».
Елена СУСЛОВА, газета " ОТКРЫТАЯ" №9, 2012 год.