Исаакиевский собор.
Jan. 20th, 2017 07:45 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Многие спрашивают меня о том, как я отношусь к передаче РПЦ Исаакиевского собора Санкт-Петербурга.
Скандал, разрастающийся вокруг передачи собора, указывает на целый ряд нерешенных нравственных и правовых вопросов. В 1917-18 гг. вся собственность была отобрана у всех граждан России. Это и земля, и квартиры, и дома, и шубы, и банковские вклады, и сбережения. Была отобрана и церковная собственность и общин верующих, у монастырей, у частных собственников (домовые церкви).
Русская Церковь в декларации митрополита Сергия 1927 г. одобрила это деяние советской власти среди всех иных, сказав устами митр.Сергия, что СССР - наша страна, т.о. и ее законы - наши законы.
После краха большевизма Русская Церковь, сколь мне известно, ни разу не выступила за возвращение десяткам миллионов ограбленных людей собственности их предков. Она требовала только одного - возвращение всей церковной собственности себе. Причем уже не общинам, а Патриархии. А там, где было возможно (в Восточной Пруссии) прихватывала и собственность евангелических и католических церквей. Этот имморализм РПЦ очень прискорбен. Она не выступает за восстановление для всех русских граждан прав, вытекающих из нарушения 6, 8 и 10 заповедей Божьих. Она выступает только за себя. И даже с гаком. Заботься прежде о ближнем, а потом уже - о себе. В этом закон Христов.
Без восстановления прав собственности и передача Исаакиевского собора будет выглядеть столь же незаконно, как и любые манипуляции краденным имуществом.
Кому принадлежал собор до конфискации - Синоду, общине, короне, государству. Только после прояснения этой реальности только в ходе общей реституции собственности может быть и решена судьба собора в аспекте имущественных прав.
Ныне же передача собора одним незаконным собственником другому, права которого не подтверждены законом, выглядит не более законной, чем передача особняка Морозовых, использовавшегося в советское время как райком ВЛКСМ, на Смоленской-Сенной Москвы, московским правительством в собственность какому-то банку.
Удивительно, что руководство РПЦ не понимает всей абсурдности и предосудительности перемещения краденной собственности в ее руки.