![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Пеньковский принадлежал к самой верхушке советской элиты, был достаточно свободен в своих действиях, довольно часто выезжал за рубеж, что было редкостью в те годы.
Большая часть информация о том, что же произошло дальше, до сих пор находится под грифом «секретно», поэтому приходится довольствоваться той официальной информацией, которая в свое время была открыто распространена как в СССР, так и в США с Великобританией.
По официальной версии полковник Пеньковский был человеком морально неустойчивым: очень любил женщин, деньги, выпивку, поэтому и решил передавать секретные сведения американцам и англичанам. А еще он был мстительным карьеристом, который был готов на все ради продвижения вверх по карьерной лестнице. Очень странно, как такой опустившийся человек смог получить в 30 лет звание полковника и вообще работать в разведке?..
За время службы Пеньковский разочаровался в советском режиме. Он понимал, что Никита Хрущёв с его желанием распространить коммунизм по всему миру ведёт страну к гибели. Поэтому Пеньковский хотел помочь делу предотвращения ядерной войны между супердержавами и добровольно предложил собирать разведданные для Соединённых Штатов и Великобритании.
Впервые на контакт с западными спецслужбами он вышел в 1958 году, однако ЦРУ тогда категорически отказалось с ним сотрудничать, посчитав, что это всего лишь обычная операция советских спецслужб. Более того, ЦРУ обязало все свои резидентуры не идти ни на какие связи «с этим полковником». Как потом выяснилось, профессионалов из американской разведки настораживала уж очень идеальная биография Пеньковского...
12 апреля 1961 года, в день полёта первого человека в космос, состоялась первая встреча полковника Пеньковского с представителем британской разведки в Москве.
Эффективный сбор разведданных был необходим Западу для того, чтобы мирным путем урегулировать Карибский кризис еще до того, как на Кубе будут размещены советские ракеты.
Летом 1961 года, на очередной встрече с американскими и английскими разведчиками в Лондоне, куда Пеньковский прибыл в командировку по служебным делам, он примерил сшитые для него два военных мундира со знаками различия полковника английских и американских вооруженных сил и сфотографировался в них.
При этом он получил заверение, что после окончания шпионской работы на территории СССР ему будет предоставлена по его выбору ответственная должность в английском или американском военном ведомстве с окладом в 2000 долларов, а также выплачено единовременное вознаграждение за прошлую шпионскую работу из расчета 1000 долларов за каждый месяц.
Тогда же Пеньковский ознакомился с бланками необходимых документов, которые будут заполнены на его имя, как только он окажется на Западе и изъявит желание вступить в английское или американское гражданство.
20 сентября 1961 года в составе советской делегации Пеньковский прибыл в Париж и в аэропорту «Ле Бурже» передал связнику Винну в пакете 15 экспонированных фотопленок с заснятыми на них шпионскими материалами.
Выполняя задание английской и американской разведок Пеньковский в октябре 1961 года сделал подробное описание удостоверения личности офицера Советской Армии и жетона с личным номером, составил описание программы подготовки слушателей одной из военных академий, вычертил схему организации этой академии, составил список знакомых ему генералов и офицеров с краткими характеристиками на них и вечером 21 октября 1961 года все эти материалы вместе с имевшимися у него артиллерийским уставом, «Наставлением по стрельбе зенитной артиллерии» и двумя военными журналами за 1960 год передал связнику иностранной разведки на конспиративной встрече в районе гостиницы «Балчуг».
14 октября 1962 года американский самолет-разведчик «У-2», который совершил облет кубинской территории, сделал первые снимки строящихся стартовых позиций для советских баллистических ракет. Аналитики ЦРУ смогли определить характер сооружений благодаря секретным документам, в которых содержались подробные сведения об этапах строительства стартовых позиций. Эти документы Пеньковский (Алекс) тайно переснял в Главном ракетно-артиллерийском управлении, куда ему удалось проникнуть благодаря дружбе с Главным маршалом артиллерии Варенцовым.
На след Пеньковского Второе главное управление КГБ (контрразведка) вышло совершенно случайно, во время слежки за британским посольством в 1962 году.
До 1959 года в КГБ было распространено мнение, что, западные разведслужбы встречаются со своими агентами только за рубежом, а на территории Советского Союза ограничиваются лишь связью через «почтовые ящики». Но в октябре 1959 года, после ареста офицера ГРУ подполковника Петра Попова, который шесть лет назад был завербован ЦРУ в Вене и передавал информацию своему оператору в Москве «в одно касание» (это когда два человека словно случайно сталкиваются в толпе), начальник Второго главного управления генерал Олег Михайлович Грибанов решил в 1960 году периодически организовывать наблюдение за посольствами США и Великобритании.
Эти грандиозные по размаху операции проводились два раза в год на протяжении двух недель, причем наблюдение устанавливалось как за сотрудниками посольств, так и за членами семей дипломатов, а также за проживающими в Москве корреспондентами и бизнесменами. Эта слежка велась, как правило, силами оперативных групп из Седьмого управления КГБ (наружное наблюдение), но которые действовали по указанию Второго главного управления.
Так вот, одна из таких групп в начале 1962 года взяла под наблюдение Дженит Чизолм, жену московского оператора Пеньковского из английской разведки СИС, как раз в тот момент, когда та выходила из посольства, чтобы получить очередную партию микропленок от Пеньковского.
Контакт «в одно касание» между Чизолм и неизвестным русским наблюдатель из Седьмого управления заметил в районе Арбата. Двое его коллег проследили за госпожой Чизолм до самого посольства, но, так как им было приказано не обнаруживать себя, они не остановили ее и не потребовали, чтобы она отдала им полученный пакет.
Два других сотрудника неружного наблюдения последовали за Пеньковским, однако через двадцать минут потеряли его из виду...
С этого момента во Втором главном управлении КГБ уже знали, что у СИС есть агент в Москве, однако пока никаких сведений, которые бы указывали на Пеньковского, у них не было.
Вскоре после этого чрезмерная самоуверенность Пеньковского поставила его на грань провала. По установленным правилам, все офицеры ГРУ и КГБ, которые посещали западные посольства, должны были заблаговременно согласовывать свои посещения со Вторым главным управлением. Однако как-то раз, отправляясь на прием в английское посольство, Пеньковский пренебрег этой простой формальностью.
Очередное нарушение правил конспирации Пеньковский допустил в июле 1962 года, когда в Москву приехал английский бизнесмен Гревилл Винн, использовавшийся британской разведкой в качестве курьера. Они провели встречу в номере Уинна в гостинице «Украина» и чтобы заглушить разговор, Пеньковский включил в номере радио и открыл краны в ванной. Но техническим экспертам Второго управления все же удалось расшифровать обрывки разговора, и это явилось первым свидетельством того, что Пеньковский занимается шпионажем.
Отправив семью, которая жила этажом выше квартиры Пеньковского, в отпуск на Черное море, специалисты Второго управления просверлили маленькое отверстие в потолке и установили миниатюрную камеру размером с булавочную головку, с помощью которой удалось увидеть, как Пеньковский пользуется фотоаппаратом «Минокc», кодами и одноразовыми шифровальными блокнотами.
Для того, чтобы провести детальный обыск в квартире Пеньковского, во Втором главном управлении КГБ был разработан план, позволивший выманить его на несколько дней из дома. Токсикологи КГБ обработали стул Пеньковского специальным ядовитым составом, после чего Пеньковский ненадолго, но очень серьезно заболел. Врачи из ГРУ, которые уже были проинструктированы, объявили ему, что на несколько дней придется лечь в госпиталь...
При обыске квартиры Пеньковского сотрудниками КГБ были обнаружены обычные шпионские принадлежности, но сразу его арестовывать не стали, в надежде на то, что, оставшись на свободе, он выведет чекистов на крупную шпионскую группу.
Как раз в тот момент, когда Карибский кризис достиг своей критической точки, миниатюрная камера, которая была спрятана в потолке квартиры Пеньковского, позволила чекистам увидеть, как он рассматривает поддельный паспорт. Боясь, что Пеньковский готовится покинуть территорию СССР, генерал Грибанов отдал приказ о немедленнм его аресте.
Олег Владимирович Пеньковский («Алекс») был арестован 22 октября 1962 года, в день, когда президент Кеннеди объявил, что США в опасности, приводят свои вооружённые силы в полную боевую готовность и начинают блокаду Кубы.
Мир встал на грань уничтожения...
В Соединенных Штатах реальность войны была настолько близка, что в Белом доме прошло обсуждение списка лиц, допущенных в правительственное убежище.
27 октября 1962 года советские войска ПВО уничтожили американский самолет-разведчик. Казалось, что третья мировая началась, однако Джон Кеннеди не отдал приказ нанести ответный удар - к тому времени он уже имел информацию, что СССР просто-напросто блефуют и у них пока еще нет силы нанести по Соединенным Штатам неотразимый ракетно-ядерный удар...
Хрущеву ничего не оставалось, как написать свое знаменитое письмо президенту Кеннеди, в котором он согласился с тем, что «только сумасшедший или самоубийца, который сам стремится погибнуть, может пожелать уничтожить вашу страну».
Кеннеди же предложил Xрущеву заключить сделку: «Демонтируйте ваши площадки для запуска ракет, и мы оставим Кубу в покое». И лидеру СССР пришлось согласиться, а Карибский кризис, который мог перерасти в третью мировую войну, миновал.
О провале Пеньковского в ЦРУ и СИС стало известно только 2 ноября. В этот день в Москве на одном из фонарных столбов появился условный знак, который означал, что Пеньковский оставил в «почтовом ящике» материал для передачи. Сотрудник ЦРУ, который прибыл к тайнику, был арестован КГБ, но заявил о своем дипломатическом иммунитете.
Пеньковского жестоко пытали во время продолжительных допросов, пытаясь получить от него необходимую информацию. Объясняя причины, побудившие его стать на путь измены Родине, Пеньковский на допросе 12 января 1963 года показал:
«...Я являлся носителем многих недостатков: был завистлив, себялюбив, тщеславен, имел карьеристские тенденции, любил ухаживать за женщинами, имел женщин, с которыми сожительствовал, ходил по ресторанам - словом, любил легкую жизнь.
Все эти пороки подточили меня, и я сорвался, стал негодным человеком и предателем».
Гревилл Винн был арестован 2 ноября 1962 года в Будапеште, «пропущен» через судебный процесс, приговорен к восьми годам лишения свободы и 22 апреля 1964 года обменян на советского разведчика Конона Молодого, который был арестован в Англии в январе 1961 года под именем Гордона Лонсдейла.
На открытом судебном процессе Военной коллегии Верховного суда СССР 11 мая 1963 года Олег Владимирович Пеньковский был признан виновным в шпионаже, лишён воинского звания, всех государственных наград и приговорён к смертной казни через расстрел .
Приговор был приведён в исполнение в тюрьме на Лубянке в Москве 16 мая 1963 г. Прах Пеньковского предположительно был захоронен в братской могиле на кладбище Донского монастыря.
Распространено мнение, что Пеньковский был не расстрелян, а заживо сожжен в печи крематория. Вся эта процедура быда заснята на кинопленку и ее показывали будущим разведчикам для устрашения. Об этом в своей книге «Аквариум», правда, не указывая, что это был Пеньковский, написал бывший советский разведчик Виктор Суворов (Резун). Ту же историю воспроизводит Том Клэнси в книге «Красный кролик», а также Эрнст Неизвестный, которому ещё в 1970-х годах это якобы рассказал за коньяком директор московского крематория.
Теперь поговорим о неофициальной версии, которая подразумевает, что Олег Владимирович Пеньковский был подставным агентом КГБ. Например, разведчик Анатолий Максимов, сам в свое время игравший роль «московского агента» канадской контрразведки, приводит хоть и косвенные, но довольно таки убедительные доказательства.
• Пеньковский совершенно пренебрегал своей безопасностью, что вовсе не характерно для его тогдашнего положения (если не расценивать его работу как подставную). Контакт с американцами он пытался установить даже в районе Кремля, хотя знал, конечно, как жестко там работает наружное наблюдение.
• Пеньковский передал спецслужбам противника 5 тысяч кадров фотопленки, и этого было бы вполне достаточно, но он приносил еще и подлинники документов, что в СССР было практически невозможно.
• Пеньковский как высокопоставленный сотрудник Госкомитета по науке и технике (должность по прикрытию) мог передавать материалы во время зарубежных командировок или через связника, однако делал это через тайники на территории СССР.
• Родная дочь Пеньковского уже после разоблачения отца работала в информационной службе Первого главного управления КГБ (внешней разведки). Знающие люди рассказывали, что устроиться ей помогали влиятельные лица спецслужб.
Вполне возможно, что таковым было условие самого Олега Пеньковского, согласившегося стать подставой.
• Информация Пеньковского нужна была для того, чтобы показать «слабость» Союза, а СССР бы за этой ширмой продолжал строить свой полноценный ядерный щит (что, кстати, и было сделано впоследствии).
• Во время Карибского кризиса информация Пеньковского о советском военном потенциале на Кубе нужна была, чтобы легализовать сам факт развертывания там советских ракет. Шел большой торг, смысл которого прост: американцы, оставьте в покое Кубу. А для большого торга нужен был большой блеф...
• Полковник Пеньковский был арестован в середине октября 1962 года, когда Карибский кризис достиг пика. Тогдашний руководитель КГБ Владимир Семичастный уже в наши дни говорил, что этот арест мог произойти и раньше, однако ему приказали на время оставить Пеньковского в покое.
• Полковника Пеньковского не расстреляли - даже при условии, что глобальную игру разведки нужно было доводить до логического конца.
Известно немало примеров, когда участники подобных игр исчезали, а спустя долгое время вдруг «всплывали»...
Фактически о том же пишет Э. Верлье в своей книге «Сквозь зеркало»:
«В лабиринтах американской разведки все еще можно встретить ветеранов, которые по-прежнему убеждены, что Пеньковский является блестящим примером одной из отвратительнейших операций КГБ»...
Английская газета «Санди телеграф» 19 мая 1963 года, уже после приведения приговора Пеньковскому в исполнение, писала: «Западные официальные лица в Москве считают, что смертный приговор Олегу Пеньковскому — чистейшая липа. Как выразился один дипломат, казнь Пеньковского «состояла в том, что его паспорт уничтожили, а взамен ему выдали другой»».
У Виктора Суворова (Резуна), бывшего советского разведчика, сбежавшего в Великобританию, есть свое мнение: «Вопрос первый. Почему Пеньковский не убежал за границу?
...Если он любил баб, выпить и погулять, то полученные за шпионаж деньги всё равно он тратить в Москве не мог. Жили мы все в стандартных советских условиях, и появление лишней десятки в кармане, даже у полковника, другими полковниками было бы отмечено. Платы за информацию, которую он сумел передать, Пеньковскому хватило бы на всю жизнь, но он почему-то не убежал, а предпочёл остаться в СССР.
И ещё загадка. Полковник передавал сведения особой важности и секретности. Но к этим сведениям он доступа не имел и иметь не мог. Откуда же он получил эту информацию? Когда мы вникаем в эти вопросы, мы находим открытые свидетельства того, что полковник Пеньковский действовал не самостоятельно, а по указанию свыше. Так, Центральный орган Министерства обороны России, газета «Красная Звезда», в номере от 29 января 1997 года пишет про начальника ГРУ генерала армии Серова. И сообщает, что именно он внедрил Пеньковского в Государственный комитет по науке и технике с заданием «войти в доверие американской и британской агентуры в Москве».»
В то время Советский Союз отставал от Америки по ядерным зарядам в 17 раз, по стратегическим бомбардировщикам в несколько сотен раз, по подводным лодкам с ядерным зарядом на борту - в 9 раз!
При этом Никита Сергеевич Хрущев постоянно грозился уничтожить США, то есть, постоянно банально блефовал, а руководство США, принимая все это за правду, уже готовились нанести предупреждающий ядерный удар по СССР...
Поэтому некоторые руководители Вооруженных сил СССР, в частности начальник ГРУ генерал армии Серов Иван Александрович, начальник Главного управления ракетных войск и артиллерии (ГРАУ) Главный маршал артиллерии Варенцов Сергей Сергеевич и, возможно, Маршал Советского Союза Бирюзов, осознали необходимость остановить эту угрозу ядерного конфликта и донести до руководства США истинное положение дел. «Но как донести эту информацию до американцев? Как до них достучаться? И получается, что есть у генералов единственная возможность – найти хорошего боевого офицера, приказать ему прикинуться предателем и передать американцам такую информацию, которую они могли бы проверить...
Начальник ГРУ Генерального штаба генерал армии Серов искал кандидата, который смог бы передать информацию. А его соратником по заговору был Главный маршал артиллерии Варенцов. Он искал своего кандидата. Оба остановились на полковнике Пеньковском.
Объявить, что был заговор, нельзя, это позор для страны. Поэтому Серова обвинили не в том, что он – заговорщик, а в том, что он потерял бдительность, и на том основании его разжаловали. Сделали генерал-майором, отослали в провинцию, лишили звания Героя Советского Союза.
Варенцова тоже лишили звания Героя Советского Союза и звания Главного маршала артиллерии – разжаловали в генерал-майоры.
Но за ними стоял ещё один человек, который не так засветился, как они,– Сергей Семенович Бирюзов, Маршал Советского Союза.
Они все выдвиженцы Хрущёва. Серова Хрущёв знал с 1940-го года в Киеве, тот был наркомом НКВД Украины, а Хрущёв – первым секретарем ЦК Украины. Варенцова Хрущёв знал с войны. Бирюзова – с войны. Это одна группа.
Они знали планы Хрущёва, но не могли ему возразить, поэтому они эти планы тайно срывали.
Бирюзов в этом деле никак не засветился, но он важный участник заговора, главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения. И Хрущёв делает неожиданный ход, назначая его начальником Генерального штаба Вооруженных сил СССР.
С этого момента начинается падение Хрущёва.
Бывший шеф ЦРУ Ричард Xелмс, выступая в 1971 году перед журналистами, сказал, что предотвратить третью мировую войну помогли несколько высокопоставленных лиц из Советского Союза. Под давлением журналистов одного из них он назвал - Олег Пеньковский. Остальных «открывать» наотрез отказался...
Так кто же он был - полковник Пеньковский - заурядный предатель или все-таки герой, спасший мир?